|
Телевидение высокой четкости. Телевидение высокой четкости - это больше чем реальность В 2000 году телевидение высокой четкости (ТВЧ) уверенно вошло в жизнь американцев. В начале нынешнего года в США начали полномасштабное вещание несколько каналов ТВЧ. В Японии такое телевидение функционирует с 1991 года. Однако ни в Европе, ни тем более в России телевидение высокой четкости в обозримом будущем не появится. А жаль В ПОИСКАХ МИРОВОГО СТАНДАРТА В основе появления ТВЧ лежит далеко не новая мысль о том, что существующая телевизионная картинка выглядит неестественно, особенно на большом экране: начинают отчетливо проявляться 575 видимых строк горизонтальной развертки, формирующие изображение в стандарте PAL (большинство стран Западной Европы) или SECAM (Россия и Франция). Но завоевать планету ТВЧ пока не удается, хотя разговоры о нем идут уже лет двадцать. Дело в том, что до сих пор не существует единого мирового стандарта ТВЧ. Все вроде бы согласны, что кадр такого изображения должен состоять из примерно тысячи строк, а экран телевизора - быть широким (отношение ширины к высоте не 4:3, как у обычного телевизора, а 16:9, поскольку большинство современных кинофильмов имеет именно такую размерность). В связи с этим американская организация под названием Гильдия режиссеров (Guild оf Directors) ратует за размерность 18:9, однако соотношение 16:9 стало размерностью широкоэкранного телевизора de facto. Пока идут споры, европейцев вполне удовлетворяет обычный телесигнал в цифровом варианте, а российским телевизионщикам пока вообще не до новых технологий - разобраться бы с рекламой и политикой на голубом экране. УГОЛ ЗРЕНИЯ Для правильного восприятия фильма (то есть для обеспечения вожделенного эффекта присутствия) особенно важен угол обзора. Иными словами, если вы сидите на правильном расстоянии от телевизора (при размерности экрана 16:9 это расстояние равно утроенной высоте экрана), угол охвата зрением должен составлять тридцать градусов. Между тем мы обычно смотрим телевизор 4:3, находясь на расстоянии от восьми до десяти высот экрана, и угол зрения при этом составляет от силы десять градусов. В пределах этого сектора мы очень хорошо видим все детали изображения, а движение воспринимаем плохо. За пределами сектора наблюдается обратная картина: реакция на движение заметно улучшается, зато способность различать детали падает. Вот почему многие фильмы ужасов, от которых замирает сердце при просмотре на широком экране в кинотеатре, дома смотрятся вымученно и вяло. Без движений, отмечаемых периферийным зрением, сцены, призванные нагонять страх, выглядят искусственными. Следовательно, для создания максимального эффекта присутствия необходим такой угол охвата зрением, чтобы различать все детали в середине и отмечать движение по краям экрана периферийным зрением. Этот угол составляет те самые тридцать градусов, о которых говорилось выше. Так что дальнейшее увеличение ширины экрана нецелесообразно. Вот почему киношники отказались снимать панорамные фильмы (размерность кадра порядка 25:9). На словах все здорово, но реальность гораздо прозаичнее: в домашних условиях, когда мы сидим на расстоянии трех метров от телевизора, ширина его экрана, необходимая для обеспечения угла охвата в тридцать градусов, должна быть около 2,8 метра. Ни один телевизор трехметрового экрана не имеет - создать картинку такого размаха способен лишь видеопроектор. И на ней, как уже говорилось, будут заметны все огрехи обычного телевизионного сигнала. Значит, превратить гостиную в кинозал без ТВЧ очень сложно. Слава богу, рецепт ТВЧ уже разработан: возьмите щепотку повышенной разрешающей способности, добавьте тридцатиградусный угол охвата, варите на медленном огне в течение тридцати с лишним лет, и получится забористая телесистема, способная приблизить ощущения от просмотра телевизора к тем, которые получаешь в кинотеатре. СТРАСТИ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ ТВЧ японцы придумали аж в 1964 году, когда вещательная компания NHK решила, что пора прокладывать путь для телевидения следующего поколения. В основе столь смелого решения лежали неприязнь ко всему иностранному (стандарт телевидения в Стране восходящего солнца - NTSC, то есть американский) и эксцентричная задача добиться "мирового превосходства в телевидении". После неудачной попытки самим изобрести телевидение и разработать толковый способ организации вещания в цвете стремление стать зачинателями следующего этапа в развитии телевещания казалось японцам вполне естественным. Начались исследования, технология развивалась, и в 80-х NHK предложила стандарт ТВЧ, который, по ее расчетам, должен был ознаменовать начало новой телевизионной эры. Однако европейские компании приняли его в штыки, заявив, что японское предложение о частоте полукадров - шестьдесят в секунду - несовместимо с существующими системами PAL и SECAM, основанными на развертке с частотой пятьдесят полукадров в секунду.* Вместо японского стандарта европейцы предложили свою систему HD-MAC, основанную на стандарте для спутникового телевидения (МАС). Система оказалась мертворожденной, поскольку ее "убило" цифровое телевидение. Однако эта свара погубила надежды на единый мировой стандарт для ТВЧ и дала Европе возможность заниматься своим любимым делом - раздражать американцев. Янки недовольны европейцами по многим причинам - хотя бы потому, что равиоли вкуснее гамбургера, - но желание Старого Света идти к ТВЧ своим путем привело их в бешенство. Американская федеральная комиссия по связи (FCC) утвердила стандарт, согласно которому картинка ТВЧ формируется из 1080 горизонтальных строк при развертке шестьдесят полукадров в секунду и формате 16:9. Европейцы же предлагали формировать изображение из 1225 строк, что намного лучше того, о чем американцы или японцы могли только мечтать. Наверное, это и задело последних за живое. НЕПОСЛУШНЫЙ СИГНАЛ Но мало отснять ТВЧ-программу - нужно еще передать ее потребителю. Одно из условий, поставленных американской FCC, состояло в том, чтобы обладатели обычных телевизоров могли смотреть программы ТВЧ. Для выполнения этого требования ТВЧ-сигнал нужно втиснуть в полосу частот шириной 6 мГц (стандартная полоса для одного телеканала). А это на первых порах оказалось очень сложно, поскольку ТВЧ-сигнал содержит больше информации, чем обычный телевизионный. Настолько больше, что решение так и не было найдено вплоть до появления сжатия видеоданных, разработанного в Европе и потому ставшего очередным источником раздражения для американцев. К слову сказать, он с успехом используется для записи видеосигнала на DVD, причем коэффициент сжатия доходит до 50:1. А дальше? КОЛЕНКИ УПИРАЮТСЯ В ЭКРАН Программа создана, найден способ ее трансляции, но как ее смотреть? Приемники ТВЧ есть в Японии и стоят пару-тройку тысяч долларов. В прошлом году они появились и в США (FCC обязала основные вещательные компании начать передачи ТВЧ с апреля 1999 года, однако этот срок был сорван - регулярные трансляции начались только в нынешнем году). Стоят они раз в десять дороже телевизора с 21-дюймовым экраном. Наконец, для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами ТВЧ, необходимо, как мы говорили, сидеть от экрана на расстоянии, равном его высоте, умноженной на три. А это недоступно большинству владельцев даже самых последних моделей телевизоров. Предел для диагонали экрана телевизора 16:9 составляет 36 дюймов. Высота такого экрана примерно 40 см. Значит, для получения максимального эффекта присутствия необходимо сидеть приблизительно в полутора метрах от экрана, упершись в него коленками. Конечно, есть плазменные и проекционные телевизоры с экраном более метра в диагонали, но они стоят очень дорого. Так что лишь немногие смогут насладиться ТВЧ в полном объеме, даже если передачи появятся в эфире. Еще хуже обстоит дело с домашним ТВЧ-кинотеатром. Видеомагнитофонов, способных записывать сигнал ТВЧ, нет и не предвидится. Радует лишь тот факт, что на выставке CES 2000, проходившей в Лас-Вегасе в начале этого года, были представлены прототипы DVD для ТВЧ и устройство записи цифрового телевизионного сигнала на хард-диск, в принципе совместимое с ТВЧ. Более того, FCC постановила прекратить с 2006 года трансляции в США передач в NTSC и заменить их на ТВЧ. Но это все там, за океаном. У Европы в общем и у России в частности, где никто и не заикается о трансляциях ТВЧ-программ, таких проблем не существует. Вам не нужен ТВЧ-аппарат, поскольку нет программ, которые по нему можно было бы смотреть. Пока российскому телезрителю приходится утешаться не качеством, а количеством. Устремите взгляд в небо. Над Европой висит (в буквальном смысле этого слова) несколько десятков телевизионных спутников, транслирующих многие сотни телеканалов, как цифровых, так и аналоговых. К сожалению, специально для российской аудитории вещание ведется всего с нескольких спутников. Наиболее популярен спутник, принадлежащий НТВ+, он транслирует около тридцати каналов. Однако, если вы свободно владеете хотя бы одним из европейских языков, ваши телегоризонты существенно расширяются. Нужно лишь обзавестись специальной антенной и ресивером. И надеяться на то, что телевидение высокой четкости когда-нибудь придет и в ваш дом. Вячеслав САВВОВ |
Здесь я публикую наиболее интересные на мой взгляд материалы из своих радиолюбительских архивов. В основном выкладываются проверенные схемы, которые были воплощены в "железо" или просто собирались на монтажках.
Эхх!.. |
Содержание | Я радиолюбитель
© Все права защищены. Личная страница Евгения Мерзликина.
Пишите мне. E-mail: irlx@yandex.ru или wul@mail.ru.
|
Каталог Р/Л схем |