Содержание

Я радиолюбитель

Каталог Р/Л схем
ПУТЕВОДИТЕЛЬ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ "ВУЛКАН-3".

ПЛАТА ЦБОС.


1.ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ "ВУЛКАН-3".

Всегда актуальна проблема безопасной стоянки Вашего автомобиля. Вот тут и приходят на помощь всевозможные устройства охранной сигнализации. Сейчас выпускаются уже такие системы, стоимость которых соизмерима со стоимостью самого автомобиля. Но и они, к сожалению, не лишены недостатков. Это, прежде всего, высокие стоимость и сложность конструкции, обуславливающая трудности при установке и использовании, недостаточную надежность, невозможность установки в домашних условиях и, как правило, полная не ремонтопригодность. С целью удешевления системы охранной сигнализации, упрощения процесса ее установки и эксплуатации разработана новая, универсальная система охранной сигнализации "Вулкан-3" (далее УСОС "Вулкан-3"). Для повышения надежности количество комплектующих сведено до минимума. Применено многофункциональное использование комплектующих элементов и дублирование одинаковых функций разными блоками.

Для полного удовлетворения индивидуального спроса (не должно быть двух одинаковых изделий) УСОС "Вулкан-3" поставляется в виде функционально законченных плат, конфигурируя которые покупатель может установить на свой автомобиль систему сигнализации по своему вкусу и материальным возможностям. Конструктивно система состоит из нескольких наборов плат и комплектующих, необходимых в процессе монтажа. Основным элементом УСОС "Вулкан-3" является центральный блок охранной сигнализации (ЦБОС), к которому подключаются платы дополнительных функций и возможностей, а также цепи охранных датчиков. УСОС "Вулкан-3" рассчитана на работу в широком диапазоне температур и питающих напряжений, имеет внутренние фильтры помех по питающему напряжению и входным цепям, а также защиту по входным цепям. Контроль работоспособности всех каскадов платы, а также целостности рубежей охраны выполняет специальная схема с выводом на светодиодный индикатор. Ток потребления УСОС "Вулкан-3" в режиме охраны соизмерим с током саморазряда аккумуляторных батарей и поэтому никак не влияет на их срок службы, а следовательно, допустима практически неограниченно длительная стоянка Вашего автомобиля под охраной УСОС "Вулкан-3". Установка системы никаким образом не влияет на функционирование автомобиля.

ВНИМАНИЕ! В минимальной конфигурации система "Вулкан-3" может состоять только из одной платы ЦБОС! Это дешево, но обеспечит эффективную охрану Вашего автомобиля в режиме контроля открытия дверей, капотов, наличия лобового и заднего стекол. В дальнейшем Вы сможете просто наращивать функции системы за счет приобретения дополнительных плат, ничего не изменяя в уже установленных.

2.ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАТЫ ЦБОС.

Центральный блок охранной сигнализации (ЦБОС) предназначен для установки в системы сигнализации как централизованного (охрана помещений с выводом тревожного сигнала на центральный пульт), так и автономного (автомобильная сигнализация и пр.) типа. Тревожный сигнал снимается с двух выходов: OUT - мощного, рассчитанного на ток реле звукового сигнала автомобиля до 0,5 А в автономном режиме; GL - слаботочного, для централизованной системы сигнализации и индикации выхода системы в режим охраны как в централизованном, так и в автономном режимах. На выходе OUT тревожный сигнал представляет собой последовательность импульсов (в автомобильном варианте - звуковых) длительностью порядка 0,5 секунды с паузой такой же длительности. Время подачи тревожного сигнала примерно полминуты. На выходе GL - отрицательный импульс, синхронный по времени с последовательностью импульсов на выходе OUT. В автомобильном варианте - это выход светодиодного индикатора. На него подключается индикаторный светодиод или дополнительно устанавливаемые платы.

Система сигнализации централизованного типа состоит из следующих элементов:

  • платы ЦБОС;
  • платы блока питания, работающего от сети переменного тока 220 В, 50 Гц (выдающего напряжение 12 В и ток до 1 А) с автоматическим переходом при сбоях питающей сети в автономный режим питания от аккумуляторных батарей и возможностью подзарядки последних в нормальном режиме;
  • аккумуляторных батарей;
  • замкнутой петли контрольных датчиков;
  • платы подключения внешних (звуковых и световых) контрольных устройств;
  • корпусных конструкций.

Система сигнализации автономного типа применяется, в основном, для установки в автомобили и состоит из платы ЦБОС и двух контуров датчиков (мгновенной - "ДМТ" и отсроченной - "ДОТ" тревоги). Сервисные возможности системы могут быть расширены подключением дополнительных плат:

  • плата двухрежимного светодиодного (мигающего и непрерывного свечения) индикатора состояния охранной системы. Мигающее свечение - система в режиме охраны , непрерывное - система сработала и находится в режиме задержки срабатывания длительностью порядка 10 секунд, необходимом для отключения системы хозяином автомобиля; - плата мгновенного включения режима тревоги при открытии дверей;
  • плата дистанционного включения и отключения системы сигнализации;
  • плата блока дистанционного герконового управления (БДГУ), имеющая функции трех предыдущих плат;
  • плата гравитационного реле маятникового типа;
  • плата гравитационного реле индукционного типа;
  • плата дополнительной охранной петли защиты салона автомобиля на инфракрасных излучателях;
  • плата дистанционного управления включением сигнализации на инфракрасных лучах с брелоком-пультом в комплекте;
  • плата дистанционного управления включением сигнализации на инфракрасных лучах с установкой специального, изменяющегося при каждом включении (плавающего) кода отключения системы сигнализации с брелоком-пультом в комплекте.

Предприятие разработчик УСОС "Вулкан-3" постоянно совершенствует выпускаемые платы, разрабатывает новые, позволяющие приобрести системе дополнительные сервисные возможности.

3.ПАРАМЕТРЫ ПЛАТЫ ЦБОС.

Напряжение питания, В12 (+3-4)
Ток потребления, не более:
режим охраны без светодиода, мА
0,3
режим охраны с подключенным светодиодом, мА10
режим тревоги (выход OUT неподключен), мА33
выхода OUT, А0,5
Время задержки выхода в режим охраны, с10(+5 -3)
Время срабатывания системы, не более, мс0,3
Время задержки срабатывания режима тревоги, с10 (+3 -3)
Время подачи тревожного сигнала, с25 (+10 -10)
Габаритные размеры, мм100 Х 50

Внутренний контроль параметров:

  • выхода системы в режим охраны
  • окончания режима задержки включения
  • готовности датчиков по входу DOT
  • готовности датчиков по входу DMT

Индикация готовности системы........................................ параллельная, с выходом на общий индикаторный светодиод.

Датчики:

  • входа DOT - штатные выключатели освещения салона на стойках дверей;
  • входа DMT - дополнительные устанавливаемые на капотах двигателя, багажника, на лобовом и заднем стеклах.

Принципиальная схема платы представлена на рисунке.

4.ВЫБОР КОНФИГУРАЦИИ УСОС "ВУЛКАН-3".

При установке в автомобиль для снижения стоимости системы максимально используются штатные узлы и агрегаты. Так, в качестве датчиков отсроченной тревоги ЦБОС (вход "ДОТ-") при открытии дверей салона можно использовать штатные выключатели освещения салона на стойках дверей, а в качестве источника тревожного сигнала - штатные звуковые сигналы с соответствующим штатным реле включения звуковых сигналов.

ВНИМАНИЕ! При подключении платы ЦБОС проверьте наличие реле включения звуковых сигналов на Вашем автомобиле. В случае отсутствия данного реле подключение НЕДОПУСТИМО! Это приведет к выходу из строя платы ЦБОС. При отсутствии реле включения звуковых сигналов его, к сожалению, придется приобрести дополнительно. Вам подойдет реле звуковых сигналов любого типа из имеющихся в продаже. Допустимо устанавливать другие источники звукового тревожного сигнала с собственным реле включения, максимальный ток которого не должен превышать 0,5 А.

При Вашем желании для повышения надежности системы сигнализации можно установить дополнительную петлю охраны, подключенную ко входу датчиков мгновенной тревоги (ДМТ) платы ЦБОС. Для этого необходимо установить дополнительные микропереключатели или герконы (специальные датчики, переключаемые магнитным полем) с магнитами на капотах двигателя и багажника, а также на лобовом и заднем стеклах. При этом Ваша УСОС "Вулкан-3" будет мгновенно переходить в режим тревоги при несанкционированном вскрытии капотов двигателя и багажника, а также при попытке снятия стекол.

Плата ЦБОС универсальна. В качестве датчиков можно использовать как нормально замкнутые, так и нормально разомкнутые контакты, при этом необходимо только произвести соответствующую коммутацию входов "ДМТ +" и "ДМТ-". ЦБОС имеет внутреннюю систему контроля работоспособности всех каскадов и наличия замкнутого контура внешних цепей. Поэтому рекомендуется применять нормально замкнутую петлю охраны по входу ДМТ. В качестве датчиков нормально замкнутого типа, установленных на лобовом и заднем стеклах, можно использовать отрезки провода ПЭВ-2 диаметром 0,08...0,1 мм аккуратно наклеенные клеем "Герметик" на края стекол и расположенные рядом стойки крыши автомобиля т.о., чтобы при попытке снятия стекла, происходил разрыв петли охраны. При этом недопустим контакт с массой автомобиля. При установке герконовых датчиков помните, что для уверенного срабатывания их необходимо устанавливать на расстоянии 3...5 см от металлической поверхности. Практические советы и возможные конструкции охранных датчиков, а также методику их установки Вы можете узнать из специального приложения - рекомендаций по установке УСОС "Вулкан-3".

5.ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ПЛАТЫ ЦБОС.

Схема платы центрального блока охранной сигнализации состоит из следующих элементов:

  • первого таймера
  • таймера режима задержки включения;
  • второго таймера
  • общего стабильного таймера режима задержки срабатывания, режима тревоги и скважности звучания тревожного сигнала;
  • триггера датчиков отсроченного срабатывания;
  • триггера датчиков мгновенного срабатывания;
  • схемы контроля состояния и работоспособности системы;
  • индикаторного светодиода схемы контроля;
  • фильтра питающего напряжения, а также цепей охраны по входам датчиков мгновенной тревоги ("ДМТ") и датчиков отсроченной тревоги ("ДОТ").

Система включается подачей напряжения питания через секретно установленный выключатель и сразу срабатывает таймер режима задержки включения. Он блокирует все основные элементы системы. Через 7...10 секунд снимается блокировка со схемы контроля. Производится проверка всех внутренних узлов и внешних цепей охраны. При положительном результате загорается индикаторный светодиод, и у Вас остается время 7...10 секунд, чтобы покинуть автомобиль. Впрочем, можно остановить этот таймер, открыв любую дверь (двери) автомобиля, что приводит к замыканию входа "ДОТ" на общий провод. Индикаторный светодиод схемы контроля при этом гаснет и начнет светиться снова только после закрытия всех дверей, когда система войдет в режим охраны.

В этом режиме плата ЦБОС может находиться сколь угодно долго. Ток потребления не превышает 10 мА, что, практически, не разряжает аккумулятор. Открытие любой двери приводит к замыканию охранной петли по входу "ДОС" на общий провод и включению второго таймера. Индикаторный светодиод гаснет. Плата ЦБОС переходит в режим задержки срабатывания длительностью 7...10 секунд, необходимых для отключения сигнализации владельцем автомобиля. Если этого не произошло, второй таймер включает режим тревоги длительностью около 20 секунд. На выходе OUT появляется последовательность импульсов длительностью, примерно, полсекунды с паузой такой же длительности, и Ваш автомобиль оглашает окрестности тревожной трелью звукового сигнала. По окончанию режима тревоги, при условии устранения причины срабатывания платы ЦБОС (все двери снова закрыты), система сигнализации снова входит в режим задержки срабатывания, а затем в режим охраны. Такое построение схемы ЦБОС удобно, например, при работе совместно с платой гравитационного реле в режиме максимальной чувствительности при ложных срабатываниях от сильных порывов ветра и т. п.. Нарушение петли охраны по входу "ДМТ" мгновенно переводит ЦБОС в режим тревоги, который отличается от режима тревоги, описанного выше, только увеличенной до 30 секунд длительностью.

6.УСТАНОВКА ПЛАТЫ ЦБОС В АВТОМОБИЛЬ.

Перед установкой системы сигнализации внимательно ознакомьтесь с настоящей инструкцией. Продумайте место установки ЦБОС в автомобиле. Рекомендуется длина соединительных проводов не более 50 см. Подключение производится пайкой проводом НВ-0,12 или аналогичным. Допускается соединение скруткой к жгутам автомобиля. Все соединения проводников должны быть изолированы. Плата ЦБОС крепится на любые 2...3 отверстия по углам платы винтами М3 с гайками или саморезами соответствующего диаметра. Необходимо следить при этом, чтобы печатные проводники не имели электрического контакта с массой автомобиля. Допускается контакт минусовой шины (GND)платы. Элементы не должны касаться друг друга.

Рис.1. Подключение платы ЦБОС. Вид со стороны элементов.

Рис.2. Подключение платы ЦБОС. Вид со стороны печатных проводников.

  • +12В - бортовая сеть автомобиля, плюс источника питания;
  • OUT - выход платы ЦБОС;
  • GND - общий провод платы ЦБОС, минус источника питания;
  • DMT+ - вход охранной петли датчиков мгновенного срабатывания;
  • DMT- - вход охранной петли датчиков мгновенного срабатывания;
  • DOT- - вход охранной петли датчиков отсроченного срабатывания;
  • DOT+ - вход охранной петли датчиков отсроченного срабатывания;
  • GL - выход подключения индикаторного светодиода;
  • BLOK - блокировка тактового генератора второго таймера;
  • GND - общий провод, минус источника питания, масса автомобиля.

    Рекомендуется следующая последовательность установки системы сигнализации.

  • 1.Определите точки подключения в автомобиле.
  • 2.Отключите аккумулятор.
  • 3.Распаяйте соединительные провода к задействованным выводам платы ЦБОС, кроме выводов "ДМТ+", "ДМТ-" и "BLOK".
  • 4.Установите датчики входа мгновенной тревоги, срабатывающие (размыкающиеся) при открытии капотов двигателя и багажника, а также на лобовом и заднем стеклах (по желанию). Соедините их последовательно (размыкание любого приводит к разрыву всей цепи). Спаяйте отрезком провода со стороны печати входы "ДМТ+" и "ДМТ-" на плате ЦБОС и припаяйте к любому из них провод, идущий от датчика на лобовом стекле. Другой вывод этого датчика соедините пайкой с выводом датчика капота двигателя. Второй вывод этого датчика припаяйте через датчик стекла заднего вида на датчик открытия крышки багажника. Оставшийся свободным вывод последнего соедините с массой автомобиля.
  • 5.Установите секретный выключатель системы сигнализации, предварительно припаяв к нему два соединительных провода, замыкаемых при включении. Один из них подпаяйте к выводу "+12 В" платы, а другой - к соответствующему проводу жгута автомобиля. Обычно это провод красного цвета.
  • 6.Закрепите плату ЦБОС.
  • 7.Распайку соединительных проводов начните с общего провода GND, который соедините с массой автомобиля (как правило, - провод черного цвета).
  • 8.Подключите провод, идущий от выключателей освещения при открытии дверей (обычно - белый с черной полосой) к выводу "ДОТ-" платы.
  • 9.Вывод "OUT" платы ЦБОС соедините с проводом, идущим с выключателя звукового сигнала (обычно -провод серого цвета с черной полосой).
  • 10.Установите в удобном для Вас месте автомобиля индикаторный светодиод т.о., чтобы его можно было видеть как из автомобиля, так и находясь вне него. Анод светодиода подпаяйте к выводу "GL", а катод - к выводу "GND". Помните! Недопустимо подключение светодиода к аккумуляторной батарее! Анодом светодиода красного свечения является более толстый вывод.
  • 11.Обязательно проверив еще раз правильность подключения платы, можете смело включать аккумуляторную батарею и переходить к настройке системы.

    7.НАСТРОЙКА СИГНАЛИЗАЦИИ НА БАЗЕ ПЛАТЫ ЦБОС.

    Все платы ЦБОС прошли выходной контроль и при правильной распайке и установке сигнализация на их базе не нуждается в настройке. Если через 7...10 секунд после включения при закрытых дверях салона и капотах не загорается индикаторный светодиод, измените полярность его включения. Проверьте срабатывание всех выключателей освещения салона на стойках дверей по четкости включения плафонов внутрисалонного освещения. При неуверенном срабатывании разберите их, промойте в бензине, при необходимости, зачистите.

    8.РАСШИРЕНИЕ СЕРВИСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТЫ ЦБОС.

    Предлагаемая плата ЦБОС универсальна и допускает широкое расширение технических и сервисных возможностей путем подключения дополнительных плат и устройств. Если Вас не устраивает наличие задержки срабатывания 7...10 секунд при открытии дверей , необходимой для отключения сигнализации из салона автомобиля, Вы будете иметь систему сигнализации мгновенного срабатывания с помощью дополнительного блока дистанционного герконового управления (БДГУ), подключенного к плате ЦБОС. У Вас появляется возможность с помощью маленького магнита и геркона, скрытно укрепленного, например, на лобовом стекле, отсрочить мгновенное срабатывание системы на время 7...10 секунд, а потом уже обычным образом отключить ЦБОС. В БДГУ предусмотрена также дополнительная возможность отключения ЦБОСа с помощью того же магнита и скрытно установленного в салоне автомобиля геркона (например, под приборной панелью). Таким же образом система сигнализации может быть включена.

    Индикатором состояния системы является светодиодный индикатор (СДИ). Медленное мигание означает, что система находится в режиме охраны мгновенного срабатывания. Любое нарушение петли охраны приведет к мгновенному включению режима тревоги. После отключения герконом, с помощью магнита, режима мгновенной тревоги СДИ переходит в режим непрерывного свечения, а при срабатывании режима отсроченной тревоги ЦБОСа - просто гаснет.

    ПАСПОРТ.

    1.ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

    Плата ЦБОС прошла проверку выходного контроля и полностью соответствует установленному образцу по внешнему виду и электрическим параметрам.

    2.КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ.

    1. Упаковка;
    2. Паспорт;
    3. Плата ЦБОС;
    4. Индикаторный светодиод.

    3.СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ.

    Отметка выходного контроля..................................................


    (Подпись) (Печать) Дата выпуска "...."................ 2000 г.

    4.ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

    Неисправные платы обмениваются в течении одного месяца по месту покупки. Предприятие-изготовитель с благодарностью примет и рассмотрит все замечания по данному изделию. Окажет посильную помощь в решении возникших у Вас проблем при установке и эксплуатации УСОС "Вулкан-3".

    6.ОТМЕТКА О ПРОДАЖЕ.

    Отметка магазина....................................................................

    (Подпись) (Печать) Дата продажи "...."................ 2000 г.



    Начните с малого. ВАМ понравится - МЫ будем совершенствоваться ВМЕСТЕ!


  • К СВЕДЕНИЮ

    Здесь я публикую наиболее интересные на мой взгляд материалы из своих радиолюбительских архивов. В основном выкладываются проверенные схемы, которые были воплощены в "железо" или просто собирались на монтажках.

    Также, развивая тематику своих разделов, я ссылаюсь на некоторые другие сайты с интересными для меня Р/л конструкциями.

    Если у кого-нибудь возникнут вопросы по данным схемам или появится потребность в чем-то аналогичном - пишите. Я обязательно постораюсь найти у себя и выложить интересующие вас конструкции.
    МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ

    Эхх!..
    БЕЗ РЕКЛАММЫ НИ КАКОЙ ЖИЗНИ.
    Это место для Вашей рекламмы.

    Содержание

    Я радиолюбитель

    © Все права защищены. Личная страница Евгения Мерзликина.
    Перепечатка разрешается только с указанием автора и ссылкой на данный сайт.
    Пишите мне. E-mail: irlx@yandex.ru или wul@mail.ru.
    Каталог Р/Л схем
    Сайт создан в системе uCoz